Эффект цифровизации. «Удаленка» становится все популярней

| статьи | печать
Эффект цифровизации. «Удаленка» становится все популярней

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил масштабы и тенденции распространения режима удаленной работы в организациях базовых отраслей экономики. Исследование показало, что дистанционный режим занятости применяют больше половины обследованных организаций, и чаще это делают крупные компании.

Анализ полученных учеными данных показал, что в разрезе отраслей удаленная занятость чаще практикуется в сервисных секторах с высоким уровнем цифровизации — в первую очередь в финансах, телекоме и ИТ-отрасли. Менее популярен дистанционный формат в отраслях, где деятельность большинства работников связана с управлением машинами, оборудованием и другими производственными активами (энергетике, ЖКХ, сельском хозяйстве и др.).

В компаниях, применяющих дистанционный режим занятости, им может воспользоваться в среднем 45% персонала. При этом чаще, чем полностью в дистанционном, сотрудники работают в гибридном режиме (удаленно один или несколько раз в неделю).

Большинство опрошенных работодателей ограничивают местонахождение удаленных работников. Более половины — устанавливают требование работы на территории России. Чаще всего контролируют местонахождение сотрудников в отраслях, где работа связана с персональными данными или критической информационной инфраструктурой (финансах, энергетике, телекоме и ИТ-отрасли).

Отмечая плюсы удаленки, более 60% респондентов отметили возможность привлечения сотрудников из других регионов России и зарубежных стран. «Это свидетельствует о переходе от локальных рынков труда к трансграничным», — полагают авторы исследования.

Более трети работодателей среди положительных эффектов выделили возможность привлечения кадров через цифровые платформы. Как правило, такие работники не оформляются по трудовому договору, следовательно, не учитываются в статистике дистанционной занятости.

В комментариях «ЭЖ» попросила компании, применяющие дистанционный режим занятости, рассказать о своем опыте организации работы удаленных сотрудников.

Комментарий эксперта

На предприятии мы применяем и удаленный, и гибридный режим работы, но только для некоторых сотрудников из административного блока. Это носит характер исключения из правил, потому что эффективность выше, когда сотрудники находятся рядом.

На удаленке и в гибридном формате у нас не более 10% от непроизводственного штата. Эти сотрудники занимают позиции, связанные с внешней коммуникацией, допечатной подготовкой и ИТ-решениями. То есть специфика их работы не требует постоянного нахождения на месте.

Стоит обращать внимание на эффективность работы сотрудников, потому что не всем удается сохранять одинаковую продуктивность. Также важна организация рабочего места. Мы дистанционным сотрудникам выдаем компьютеры — их достаточно для выполнения обычных задач. Однако обеспечить всех нужными специализированными инструментами дома невозможно. Например, каждому специалисту отдела допечатной подготовки нужно оборудование стоимостью от 150 до 400 тыс. руб. Организовать такое место работы мы можем только в офисе, поэтому эти сотрудники у нас работают чаще всего на гибриде.

Плюсы в удаленной работе есть как для сотрудников, так и работодателя. Сотрудники более свободны в выборе места для работы — при желании можно пойти в кафе и оттуда заняться делами. Также у них появляется больше времени на себя и семью, не нужно тратить часы на дорогу из дома в офис и обратно. Работодатель же может оптимизировать расходы на содержание офиса. В нашей компании растет штат, и всех новичков иногда некуда посадить. Мы планируем расширение офисных площадей, но пока цель реализуется, удаленный формат для нас — оптимальное решение.

К недостаткам удаленного режима можно отнести падение эффективности многих сотрудников. Мы заметили, что они закрывают задачи дольше, чем их коллеги, работающие в офисе.

Комментарий эксперта

В eXpress более 50% полностью дистанционных сотрудников, примерно 30% работают в гибридном режиме.

В нашей компании удаленно по большей части работают инженеры, разработчики и тестировщики. Важно, что удаленка, по нашему опыту, никак не сказывается на эффективности работы, так как в компании выстроены прозрачные коммуникации, синхронизация команд, используется система управления задачами и развивается актуальная база знаний. Мы выстраиваем внутренние процессы так, чтобы коллеги eXpress свободно работали откуда угодно, были на связи и всегда чувствовали себя частью команды.

Дистанционный режим работы, по нашему опыту, открывает возможности индивидуального подхода к комфорту коллег. Компании важно обеспечить дистанционного сотрудника необходимой техникой, проводить качественный онбординг и регулярно давать обратную связь. Большую роль также играют поддержка мотивации у сотрудников и их неформальное общение.

Комментарий эксперта

Работают либо удаленно, либо в гибридном формате 30—40% наших сотрудников. Это не отражается на качестве труда — наоборот, у людей выросла лояльность к работодателю, им стало удобнее работать, не тратя времени на дорогу. У нас появилась возможность сократить площадь нашего помещения и меньше платить за аренду: персонал работал по графику, часть дней дома, часть в офисе.

Мы используем удаленный формат и при работе с вновь открывающимися региональными подразделениями — если, например, понимаем, что регион с очень хорошим потенциалом, но открывать там обособленное подразделение пока рано. Тогда мы набираем дистанционных сотрудников, которые развивают наше направление в регионе, а затем, когда уровень продаж уже становится достаточно высоким, создаем обособленное подразделение и нанимаем офисных сотрудников.

Мы контролируем работу удаленных сотрудников с помощью коммуникации (созвоны в Skype), отчетности о проделанной работе по почте или в Excel-файле, или через HelpDesk — корпоративную программу.

При организации дистанционной работы необходимо осознать ответственность, которая ложится на работодателя: ему придется компенсировать сотруднику затраты на использование личной техники, электроэнергию, прочие расходы, если это предусмотрено в договоре.

Также стоит учесть нюансы, связанные с увольнением, а также со спорными ситуациями. Например, если работодатель недоволен работой сотрудника, это сложнее урегулировать в онлайн-формате: затруднена и обратная связь, и аргументация сторон.