Взрывной рост нефтегазовых доходов. Будет ли продолжение

| статьи | печать

По предварительной оценке исполнения федерального бюджета, опубликованной Минфином, за четыре месяца 2024 г. нефтегазовые доходы превысили показатели аналогичного периода прошлого года более чем на 80%. Почему произошел такой скачок и сколько продлится восходящий тренд, «ЭЖ» разбиралась вместе с экспертами.

Согласно данным, представленным финансовым ведомством, объем доходов федерального бюджета в январе — апреле 2024 г. составил 11 684 млрд руб. Это на 50,1% выше объема поступления доходов в соответствующем периоде 2023 г.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 7526 млрд руб. и увеличились на 36,8% год к году. Поступления оборотных налогов, включая НДС, по итогам января — апреля выросли на 25,4% к уровню прошлого года. «Значимый вклад в рост ненефтегазовых доходов также оказали плановые поступления неналоговых доходов единовременного характера», — отметили в Минфине.

Нефтегазовые доходы составили 4157 млрд руб., превысив показатели аналогичного периода предыдущего года на 82,2%. В министерстве связывают увеличение преимущественно с ростом цен на российскую нефть. Также заметную прибавку дало единовременное поступление в феврале доплаты по НДПИ на нефть за IV квартал 2023 г., связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье.

«Поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем», — отметили в Минфине.

Почему предварительные данные за январь — апрель расходятся с прогнозными значениями, что поддерживает и тормозит их рост, а также как будет развиваться ситуация дальше, — в комментариях.

Комментарий эксперта

Рост нефтегазовых доходов бюджета поддерживается благодаря высоким результатам нефтяной промышленности. Поступления в казну от «нефтянки» выросли за четыре месяца 2024 г. более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, с 1,597 трлн до 3,257 трлн руб. Главный источник такого роста — увеличение объема НДПИ на нефть (на 98%, до 3,4 трлн). Существенный вклад в бюджет за данный период внес также налог на дополнительный доход (НДД), его за январь — апрель собрали чуть более 1 трлн — на 162% больше, чем годом ранее.

При этом рост нефтегазовых доходов сдерживается откровенно слабой динамикой в газовой отрасли. Газовые доходы бюджета увеличились в январе — апреле на 31% год к году, с 686 млрд до 901 млрд руб. Такие темпы — ниже не только чем у нефтяной отрасли, но и у ненефтегазовых отраслей (36,8%).

При формировании бюджета ожидаемый рост нефтегазовых доходов не учитывается в силу так называемого бюджетного правила. В главном финансовом документе страны, бюджете, устанавливается фиксированная сумма нефтегазовых доходов, а все, что получается сверх нее, — идет в Фонд нацио­нального благосостояния. Это позволяет снизить риски инфляции и уменьшить зависимость отечественной экономики от колебаний мировых цен на энергоресурсы.

Комментарий эксперта

Нефтегазовые доходы бюджета РФ в настоящее время зависят от комбинации двух факторов — цен на нефть на мировом рынке и эффективности санкций на экспорт углеводородов из РФ. Цены выросли в январе — марте с 76 до 90 долл. за баррель марки Brent, вот бюджет и получил дополнительные доходы. Санкционные ограничения пока удается обходить, это признают на Западе. Что будет дальше — посмотрим.

При формировании бюджета 2024 г. была заложена цена в районе 70 долл., реальность I квартала текущего года просто оказалась гораздо лучше ожиданий.

Прогноз цен на нефть — одна из самых «неблагодарных» задач для экономистов. Тем более что динамика оставшихся трех кварталов 2024 г. еще вполне может удивить как в одну, так и в другую сторону. Прогноз будущей динамики доходов бюджета зависит от вышеуказанных факторов и по причине слабой предсказуемости нефтяных цен и характера новых (ужесточения старых) санкционных ограничений представляется трудной, почти невозможной задачей.

Комментарий эксперта

Значительное повышение нефтегазовых доходов обусловлено рядом факторов, ключевым из которых является адаптация российского экспорта углеводородов к санкционному давлению и изменениям параметров налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Российские компании-экспортеры, в первую очередь — сырой нефти, не только донастроили модель сбыта на рынки азиатско-тихоокеанского региона, Китая и Индии, но и продолжают поставлять сырье западным потребителям. Тому свидетельствуют данные о кратном увеличении «теневого флота».

Кроме того, отечественные СПГ-проекты, несмотря на колоссальное давление со стороны США, исправно отгружают сжиженное топливо, экспорт которого в Европу, например, заметно вырос в этом году. Несмотря на галопирующий рост ВИЭ-индустрии, нефтегазовый сектор продолжает играть важнейшую роль в обеспечении энергетической безопасности мировой экономики. Поэтому цены на нефть, которую на западе «заклеймили» в силу больших выбросов, продолжают расти. Это положительно сказывается на бюджетных поступлениях. Кроме того, свои плоды дает и пересмотр налоговой политики, в частности — повышение НДПИ, пусть и несколько снизившее инвестиционную активность в сегменте, — это заметно отразилось в объемах нефтегазовых доходов бюджета.

Основные сдерживающие факторы дальнейшего роста нефтегазовых доходов — недоинвестированность геологоразведки и санкции. Западные страны давно стремятся снизить роль российских углеводородов для мировой экономики. При этом собственные запасы легкодобываемых нефти и газа постепенно уменьшаются, а доля трудноизвлекаемых запасов растет. Да, инвестиции в геологоразведку — не самый устойчивый финансовый инструмент, но без него удерживать существующий уровень налоговых поступлений от нефтегаза в средне- и долгосрочной перспективе будет проблематично.

Прогнозировать устойчивый рост не следует. Во-первых, конфликт на Ближнем Востоке, отразившийся ростом цен на углеводороды, постепенно сойдет на нет, что нормализует предложение и цену логистики. Во-вторых, спрос на углеводороды постепенно вытесняется ВИЭ. В-третьих, у ключевых стран — экспортеров нефти и газа структура залежей в большей степени позволяет проявлять гибкость в ценовой политике. Но в краткосрочной перспективе двух-трех лет нефтегазовые доходы российского бюджета останутся на высоком уровне.